Архиепископ Ростислав совершил Божественную литургию в с. Семилужки

22 мая 2012 года, в день празднования в честь перенесение мощей святителя и чудотворца НикOLYMPUS DIGITAL CAMERAолая из Мир Ликийских в Бари, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав совершил Божественную
литургию в с. Семилужки Томского района.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Томской епархии иерей Виктор Сиротин, настоятель храма св. благоверногг княза Александра Невского иерей Сергий Никаноров, настоятель Свято-Никольского прихода с.  Семилужки иерей Евгений Коноплев, протодиакон Петропавловского собора г.  Томска Владимир Марков.

По окончании богослужения архиепископ Ростислав произнёс проповедь, в которой рассказал о величии милостей Божиих, явленных в с.  Семилужках: «В этом месте явлены были чудеса святителя Николая и если бы каждый верующий понимал, насколько помогает нам святитель, то храм на этом месте не смог бы вместить своих богомольцев».

 Сказание «о явлении образа Святителя Христова Николая, бывшего в 1702 году в сем селе Семилужном» повествует о том, что в царствование Петра Алексеевича 7 июля 1702 года в стороне Сибирской, в деревне Крестининой Томского округа, в доме вдовы Саломеи Прокопьевой лежал на смертном одре сын «древнего воина Саввы Рожнева» Григорий. Отчаявшиеся родственники, окружившие постель, ожидали скорого разлучения его души от тела. Больной метался в бреду и вдруг невидимой силой был подброшен прямо к потолку, потом стал быстро говорить, будто отвечая на чьи-то вопросы. Наконец, он воскликнул: «Все сие, Господи, сотворю, помилуй мя». После этого Григорий пришел в себя и к изумлению собравшихся сообщил, что он совсем здоров. Еще больше все изумлялись тому, откуда взялся на божнице в переднем углу образ святого Николая Мирликийского.

На другой день Григорий Рожнев рассказывал священнику Спасской церкви с реки Яи Иоанну Кузмину о том, что, лежа на одре болезни, он увидел множество отвратительных и мерзких чудовищ по всей комнате и даже на улице. Они с яростью набрасывались на больного, и тот из последних сил взмолился к Господу о защите. В комнате внезапно стало необыкновенно светло, и бесы все исчезли. Григорий увидел летящую по воздуху икону Николая Чудотворца, сияющую, как солнце, за ней шел муж в архиерейском облачении, с копьем в руке, похожий на образ той иконы. Икона стала на божницу и перед ней сама собой загорелась свеча. Муж тот положил на сердце больного свое копье, и Григорий вмиг стал здоров. Тогда старец грозно вопрошал: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на дьявола и недобре говоришь о богатстве?» И тут Григорий вспомнил и покаялся старцу, что действительно соблазнялся чужими деньгами, думая, что богатым собирать деньги помогают бесы, а потому хорошо бы подружиться с ними и ему самому. На что святой муж воскликнул: «Оказали тебе бесы какую помощь в твоей болезни и во всей твоей скорби? Если бы я не поспешил тебе на помощь, то злые те зверообразные демоны погубили бы тебя душевно и телесно, как тех беззаконников, которые имеют с ними дружбу в чародействе и волшебстве. Да знаешь ли ты кто я?» Григорий не знал. «Я Николай Архиепископ Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах. Икона же, на которой изображен лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего Илии Крестинина, но вместе со мной отошла оттуда, потому что пребывать ей там зело мерзко, там одно беззаконие и одна неправда. Дети его и внучата воспитаны беззаконно, растленны умом… в дом его отовсюду собираются кудесники для бесчинных игр, плясок и песен; все это сквернит человека, на последнюю ведет погибель.

В дом сей вдовицы Саломии пришел я, любя чистоту ее и страннолюбие. Но и она имеет много зазору в своем дому, потому что она за детьми своими нимало не наблюдает, во всем снисходит им, и они растут в ругательствах и во всякой богомерзкой брани. Со сверстниками своими не уважают по неразумию святых дней, имеют обычай рано есть и пить, что истинному христианину творить грешно. И ей скажи, Григорий, пусть себя исправят перед Господом, если не исправятся, то зле погибнут…

Образ мой, который ты видел вошедшим в дом, пусть будет отнесен с подобающей честью в деревню Семилужную и поставят пусть его в молитвенном доме Вознесения Господня, потому что хочу, чтобы там стоял мой образ и почитаем был от верных…. Отселе, Григорий исцелит тебя Господь мой Иисус Христос мною, рабом своим. Итак, восстав, иди в город Томск и скажи без боязни всем городским священникам, начальникам, судиям и прочим гражданам, что все они прогневили Творца своего, ходят путем беззаконий и мирских похотей».

Крестьяне в сопровождении священника Иоанна Кузмина перенесли образ Святителя Николая в Вознесенскую часовню деревни Семилужной. Григорий Рожнев, исполняя обетование, рассказал архимандриту Алексеевского монастыря Варлааму, протопресвитеру Борису Григорьеву, градским священникам и жителям Томска о грозном предупреждении Николая Мирликийского.

Для отвращения гнева Божьего от Томска воевода Стольник Георгий Петровых-Соловово с сыном Лаврентием и горожане общим советом решили после долгого добровольного поста принести в город икону для покаянной молитвы перед ней. В деревню Семилужную был послан священник Воскресенской церкви Афанасий Андреев с причтом, чтобы принести с подобающей честью ознаменованную благодатью икону. Все от мала до велика, вышли далеко за город с радостью и умилением навстречу иконе Святителя Николая.

По преданию, тогда, в далеком 1702 году, Господь призрел на мольбы и слёзы жителей Томска и по небесному ходатайству Святителя Николая сменил гнев на милость. С тех пор вошло в обычай ежегодно 8 мая (ст.стиля — прим. ред.) приносить святую икону в город для молитвы перед ней. В годы советской власти, вплоть до 1930 года, в Томск продолжали приносить из села Семилужного икону Свт. Николая. В 1930 году крестные ходы в Томске были запрещены, а с 1937 года следы Семилуженской чудотворной иконы теряются.

По материалам диссертации
протоиерея Олега Безруких
«Храмы города Томска».